Правила поведения с сотрудниками ДПС
В настоящее время количество автомобилей на дорогах растет неуклонно, пропорционально растет и количество административных дел в связи с нарушениями водителями ПДД. Я с большим уважением отношусь к честным сотрудникам ДПС, которые предотвращают аварии и выявляют нарушителей.
Однако, не все сотрудники одинаково честны (в чем мы все чаще убеждаемся благодаря возможности видеофиксации общения водителей с сотрудниками ДПС). Да и добропорядочный служитель наших доблестных органов всего лишь обычный человек (не стоит никогда забывать об этом) и вследствие усталости, других факторов он может вменять Вам нарушение, которого вы не совершали.
В данной статье я хотел бы указать основные правила поведения водителя с сотрудниками ДПС, которые помогут ему в дальнейшем минимизировать возможность получить штраф или быть лишенным прав за правонарушение, которое он не совершал.
Итак, приступим.
Вот случилось оно, вы увидели на дороге сотрудника в светоотражающем жилете и, с гипнотически притягивающим взгляд, жезлом. На секунду мелькает давно забытое еще со школы чувство, когда учитель мееедлено ведет ручкой по фамилиям в школьном журнале и твои губы шепчут: «только не меня». Но, нет, жезл смотрит прямо на Вас, сотрудник ДПС указывает место остановки и, остановившись, Вы начинаете лихорадочно думать, где прокололись, какой знак не заметили.
Правило номер раз: не чувствуйте себя заранее виноватым
Будьте вежливы, когда подойдет сотрудник ДПС, во-первых — это представитель власти, во-вторых — хотите уважения, начните с себя. К тому же это будет психологически верным решением. Человек, спокойно и адекватно ведущий беседу, воспринимается собеседником с большей осторожностью, нежели истерически хамящий водитель. Помните — Вы не должны дать ни единого шанса заподозрить в Ваших действиях неповиновение законным требованиям сотрудника полиции.
Обратившись к Вам сотрудник ДПС, в соответствии с п.4 ст.5 ФЗ "О полиции" обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.
Причиной остановки при отсутствии каких-либо спецопераций, может быть только совершенное нарушение ПДД. Проверять документы сотрудник ДПС может только после внятного объяснения законной причины Вашей остановки.
Просто проверить документы сотрудники ДПС могут только на стационарном посту (Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185).
При общении сразу дайте понять, что у Вас вагон свободного времени, и Вы только и искали случая провести его в приятной компании. Помните, у сотрудников полиции своя работа, свой план и просто так тратить на Вас время они НЕ СТАНУТ!
Правило второе: всегда возите с собой ПДД и КРФоАП
К сожалению, часты случаи когда недобросовестные инспектора, мягко говоря, лукавят и обещают Вам штраф в суде по статьям, в которых предусмотрено только лишение права управления транспортными средствами.
Правило третье: при общении с инспектором Вы имеете полное право оставаться в автомобиле
Помните - Вы не обязаны создавать инспектору удобства. Это их работа и они получают за нее сейчас не малую заработную плату.
Правило четвертое: если Вы не согласны с предъявленным нарушением, объясните инспектору свое видение ситуации
Если инспектор настаивает на своем, то настаивайте на составлении административного протокола (в случае согласия с нарушением выносится Постановление).
Не пропустили пешехода?
Все мы знаем, что пешехода мы обязаны пропустить на пешеходном переходе. Но, по ряду причин, не всегда это возможно: пешеход может стоять и считать ворон около дороги и броситься перебегать дорогу, буквально, когда Вы уже проезжаете пешеходный переход и возможности остановиться уже нет. На моем личном опыте инспектора желали мне Доброго пути в таких случаях уже при моих словах - я не согласен, составляйте протокол.
Нужно помнить, что у пешехода тоже есть обязанности, одна из которых прямо вытекает из п.17 ПДД - переходить проезжую часть, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен.
Если Вам вменяют то, что Вы не пропустили пешехода, постарайтесь уговорить данного пешехода быть свидетелем и если последний скажет, что Вы не создавали ему помех для прохождения проезжей части, то состава правонарушения, предусмотренного ст. 12.18 КРФоАП, здесь не будет.
Если же возможности опросить пешехода нет, то упирайте на то, что пешеход ступил на проезжую часть после того как Вы проехали, таким образом, пешеход руководствовался ПДД и начал переходить проезжую часть, пропустив автомобили и убедившись в безопасности перехода.
Осмотр или досмотр автомобиля?
Осмотр — это когда инспектор осматривает Вашу машину визуально, не открывая дверей, багажника.
Досмотр — это обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, и осуществляемое в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. (ст.27.9 КРФоАП). Проводится с обязательным участием понятых и при веской причине инспектора предполагать, что в Вашем автомобиле находятся орудия совершения либо предметы административного правонарушения.
Тонировка
По вопросу проверки светопропускания стекол Вашего автомобиля очень много нюансов, поэтому я кратко остановлюсь на главном.
Делать замер светопропускания стекол Вашего автомобиля может инспектор, имеющий специальное звание, и с 1 июля 2012 г. в любом месте, а не только на стационарном посту.
Если у инспекторов нет прибора для измерения степени светопропускания стекла, то смело езжайте дальше, никуда на пост ездить не нужно! Силой заставить Вас туда последовать никто не может, так как для этого инспектор должен произвести административное задержание. В соответствии с ч.1. ст.27.3 КРФоАП - "Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении". Таким образом, административное задержание может проводиться только уже при выявленном правонарушении и в Вашей ситуации законно проводиться не может. Следовательно - на стационарный пост для проверки тонировки ехать Вы не обязаны.
Если аппарат в наличии, то действуем по стандартной схеме - проверяем наличие действительного сертификата и пломбы на корпусе. Не забывайте, что допустимое питание прибора - 12 Вольт (плюс минус 0,6 вольт). Следует проверить блок питания к которому сотрудник ГАИ подключает прибор, китайские аккумуляторы без опознавательных знаков исключают проверку. Не давайте подключать аппарат к Вашему прикуривателю и аккумулятору.
Узнайте толщину Ваших стекол, многие приборы не сертифицированы для замера стекол толщиной более 7,5 мм.
В соответствии с требованиями ГОСТа 27902-88
- температура при измерении должна быть от 15 до 25 С;
- давление от 86 до 106 кПа
- относительная влажность воздуха от 40 до 80%.
Для измерения вышеуказанных величин у инспектора должны быть соответствующие приборы! Без них процедура не возможна!
Если измерения не избежать, Вы вправе потребовать присутствия 2 понятых и произвести замер в 3 разных точках.
Если измерение прошло по всей процедуре и оно не в Вашу пользу, то Вы можете либо сразу снять тонировку и остаться с номерами, либо законно кататься без номеров в течении суток. Возврат номеров - простейшая процедура: ликвидируете тонировку, приезжаете в отделение где обитает сотрудник, составивший протокол, и предъявляете машину к осмотру. И незамедлительно получаете номера.
Скорость
Ликуем, друзья, инспекторам наконец-то запретили использовать "фены".
25 июля 2012 года руководителям территориальных органов МВД России было направлено указание Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенанта полиции В.А. Колокольцева «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».
Данным указанием, в частности, предписано прекратить применение инспекторами ДПС приборов измерения скорости движения транспортных средств, не имеющих функций фото-видеофиксации.
Таким образом, при контроле за превышением установленной скорости движения транспортных средств будут применяться:
- приборы, используемые сотрудниками ДПС, только при наличии в них функций фото-видеофиксации;
- приборы фото-видеофиксации, работающие в автоматическом режиме.
Таким образом, если Вас останавливает инспектор и предъявляет замеры скорости на аппарате, не имеющем фото-видеофиксации - улыбаемся, машем инспектору и испаряемся с глаз его долой, все же соблюдая скоростной режим!
И последнее, о чем хотелось бы упомянуть в данной статье - купите хороший видеорегистратор, он позволит Вам в большинстве ситуаций доказать свою невиновность и сберечь Ваши нервы.
Удачи Вам на дорогах! С уважением, адвокат Сидорин Д.С.